Транспортировка светлых нефтепродуктов по дорогам общего пользования сопряжена с очевидным комплексом опасностей. Ввиду этого к транспорту (бензовозам) выдвигаются особые, повышенные требования по безопасности. В частности, в ДОПОГ (нормативный документ) чётко прописаны требования по оснащению автоцистерн для перевозки нефтепродуктов донным клапаном.
Донный клапан на бензовоз призван обеспечивать ультимативную герметичность цистерны даже в аварийных ситуациях на дороге. Существуют различные модификации донных клапанов. По нормативу установленный клапан в техническом плане должен соответствовать транспортируемому нефтепродукту.
Классификация донных клапанов
Сегодня используются следующие разновидности означенной запорной арматуры:
- механические;
- пневматические;
- универсальные (совмещают в себе конструктив первых двух типов).
Механические донные клапаны считаются самыми надёжными. Их конструкция предельно проста. Открытие/закрытие клапана осуществляется благодаря работе шестерёнчатого механизма.
Причём механизм в работу приводится мускульной силой водителя бензовоза (вручную).
Пневматические донные клапаны тоже устанавливаются на специальный транспорт. Преимущественно такая запорная арматура используется в бензовозах, транспортирующих светлые нефтепродукты.
Главным минусом пневматики является уязвимость перед влагой. Скапливающийся конденсат в клапане может заблокировать механизм открывания/закрывания при низких (отрицательных) температурах.
Конструктив донного клапана
Донный клапан всегда устанавливается в нижней части цистерны. Это позволяет обеспечить полный слив транспортируемого продукта. Сливное отверстие за клапаном дополняется фланцем.
Именно через фланец и осуществляется слив цистерны в ёмкость.
Габаритные размеры клапана невелики. Он легко размещается в спецблоке цистерны, который выделяется под технологические нужды.
В работу клапан приводит поршень (он может управляться вручную или автоматически). Герметичность донного клапана обеспечивается либо использованием металлов с разной плотностью, либо с установкой дополнительной прокладки. Прокладочная деталь располагается между золотником и седлом клапана.
В конструктиве клапана обязательно присутствует сетка. Это фильтр, который защитит транспортируемый продукт от проникновения загрязнителя.
В видео демонстрируется донных клапан с датчиком уровня:
10.07.2022